Новый закон о местном самоуправлении ликвидирует сельские поселения и местные администрации на селе. Чтобы решить свои проблемы, люди вынуждены будут ездить в районные центры.
О том, что ожидает селян, в своих выступлениях рассказывают депутаты от КПРФ Регина Юхневич и Тамара Казанцева.
Регина Юхневич, депутат Тюменской областной Думы от КПРФ
Уважаемые коллеги! Было большим удивлением в четверг узнать, что сегодня состоится внеочередное заседание Тюменской областной Думы. Данный законопроект, который кардинально поменяет структуру местного самоуправления, принимается в какой-то спешке и фактически без обсуждения. К чему такая спешка, непонятно. Самое интересное, что тех, кого этот закон непосредственно касается (а именно: органов местного самоуправления, сельских жителей), как всегда, спросить забыли.
На мой взгляд, этот закон – есть ничто иное, как очередная оптимизация бюджетной сферы, которая ни к чему хорошему не приведёт, особенно в сельской местности. Когда началась оптимизация системы здравоохранения, в деревнях начали закрываться больницы, в ФАПах стало не хватать работников. Когда началась оптимизация системы образования, в малых деревнях исчезли начальные школы, чего не было даже в годы войны. Если мы ликвидируем ещё и сельские администрации, в деревнях совсем ничего не останется.
Сегодня сельская администрация, это тот орган, в который гражданин может обратиться за помощью, получить необходимые консультации, заверить копии документов. Куда будет обращаться сельский житель, если данного органа не будет?
Как бы то ни было, глава сельского поселения следит за порядком в деревнях. Благодаря этому, худо-бедно чистятся дороги от снега, вывозится мусор, работает уличное освещение в тёмное время суток. Не будет главы – за порядком следить будет некому.
Законопроектом предусмотрено, что муниципальная Дума будет формироваться, исходя из количества избирателей, а не территориального принципа, как сейчас. К чему это приведёт? К тому, что от крупных посёлков будет избираться несколько депутатов, а от малых деревень – дай Бог один депутат на огромную территорию из нескольких деревень. Естественно, что и внимание такая Дума будет уделять, в первую очередь, крупным поселениям, а малые деревни останутся практически без внимания и будут вымирать и разрушаться.
А ведь у нас есть и труднодоступные территории, куда в тёплое время можно добраться только на вертолёте! Если мы и там ликвидируем местное самоуправление, то там начнётся анархия.
Непонятен функционал и сельских старост, которые призваны заменить сельские администрации. По сути, никаких полномочий, кроме как поддерживать связь с большой землёй, у них не будет, а значит и решать проблемы столь же эффективно и оперативно, как это делали главы поселений, они не смогут.
Особое беспокойство вызывают и наши автономные округа. Там есть огромные территории, где нет ни связи, ни дорог. Что будет, если мы ликвидируем там сельские администрации, представить сложно.
Коллеги! Когда в Государственной Думе рассматривался законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который угрожал сложившейся системе отношений между Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом, мы оперативно отреагировали, предотвратив объединение наших регионов в единый субъект. Считаю, что в продолжение логики, мы должны также оперативно отреагировать и на данный законопроект, дав на него отрицательный отзыв. Давайте будет последовательными до конца! Потому что объединение сельских поселений в единый район приведёт только к отдалению власти от народа.
Уважаемые коллеги! Наши деревни - это наша история, наше богатство, наша гордость. Практически каждый из нас имеет корни из деревень, именно поэтому мы должны сохранить их.
На мой взгляд, этот законопроект принесёт за собой негативные последствия, усугубит положение дел на селе, приведёт к разрушению деревни. Именно поэтому я категорически против его принятия.
Тамара Казанцева, руководитель фракции КПРФ в Тюменской областной Думе:
Когда-то было время в пятом созыве, депутаты проголосовали за размещение базы НАТО в Ульяновске, в чём уже, наверно, давно покаялись. Я думаю, этот закон приведёт к тому же.
Закон с двухуровневой системой органов местного самоуправления нас, в принципе, всех устраивает. Есть у нас депутаты сельских поселений, которые выражают интересы граждан, проживающих в деревне, есть депутаты районных и городских дум, есть депутаты областных дум. С какой целью и для чего надо менять этот закон, мне не понятно. Но если решили это сделать, то, наверно, есть какие-то публичные слушания.
Мы рассматриваем бюджет каждый год, и у нас есть комиссия по бюджету, мы работаем. Мы публикуем на сайте Думы вопросы, которые задают граждане, отвечаем на эти вопросы. А почему бы такой же режим не использовать для рассмотрения этого закона?
Правильно сказала Регина Чаутатовна, что для неё стало открытием, что мы будем сегодня проводить заседание Думы. Для меня тоже это стало открытием, потому что всё это несвоевременно и, самое главное, считаю, что такое необходимости сегодня нет, чтобы этот закон был принят.
Главными управляющими органами в сельских поселениях будут ТОСы и старосты. По старостам ст. 12 законопроекта надо посмотреть, потому что никакой староста работать бесплатно не будет. Если работать добросовестно, то ни о каком волонтёрстве речи быть не может. Поэтому, этот момент надо посмотреть и сделать конкретные замечания, чтобы Клишас и Крашенинников, которые придумывают законы против народа, на это обратили внимание.
Если говорить о ТОСах, то они свою функцию в той мере, как бы мы хотели, не выполняют. Кроме того, ТОСы финансируются только грантовой поддержкой, которую ещё надо заработать. Надо ещё доказать, что она необходима. Поэтому, ТОСы будут уподобляться некоммерческим организациям, СО НКО, которые у нас сегодня имеются. Давайте их тогда так и назовём, не ТОсы, а по-другому.
Ну и что ещё меня волнует. Вводится некое самообложение граждан, причём всех в равной степени: и богатых, и бедных. Для чего? И так у нас граждане получают низкую заработную плату, мы ещё их будем самооблагать, чтобы они собирали деньги, чтобы что-то построить, запустить площадку.
Поэтому, считаю, что этот закон принимается совершенно не вовремя. Авральный режим принятия решения по проекту со скоростью на гране нарушения регламента не позволяет провести всестороннюю оценку правовых последствий принятия данного законопроекта, его антикоррупционную экспертизу. Законопроект изобилует нарушениями законодательной техники. Поэтому принимать его, на наш взгляд, нельзя, и наша фракция голосовать за него не будет.